ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ КИСЛОРОДНЫХ БАЛЛОНОВ

 
 

ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ КИСЛОРОДНЫХ БАЛЛОНОВ




 

Взрывы кислородных баллонов, происходящие на различных предприятиях, свидетельствуют о том, что вопросам их безопасной эксплуатации не уделяется достаточного внимания. Положение усугубляется еще и тем, что в последние годы появилось значительное количество небольших предприятий, которые занимаются заправкой кислородных баллонов, используя газификационные установки типа СГУ и приобретая для этих целей на крупных воздухоразделительных станциях жидкий кислород. Делая, в общем-то, нужное дело, на этих предприятиях почти не обращают внимания на соблюдение требований охраны труда.

Главная опасность при работе с кислородом — его высокая химическая активность как окислителя. Большинство горючих веществ и материалов в контакте с кислородом становятся взрыво- и пожароопасными. Опасность возрастает с повышением температуры, давления, скорости истечения и объемной доли кислорода в воздухе. Смеси газообразного кислорода с горючими газами также взрывоопасны. Смазочные вещества и жировые загрязнения поверхностей, контактирующих с кислородом, являются причиной загорания или, при определенной толщине слоя, причиной взрыва. Скорости горения материалов в кислороде в десятки раз выше, чем в воздушной среде. Конструкционные и уплотнительные неметаллические материалы (фибра, капрон, поликарбонат, резины на основе натуральных каучуков и др.) могут легко, при появлении источника зажигания (искра, трение и т. п.), воспламеняться в кислороде высокого давления.

При обследовании кислородонаполнительных станций, а также организаций и предприятий, транспортирующих, снабжающих и использующих кислород, контролирующие органы выявляют самые разнообразные нарушения нормативных актов об охране труда при подготовке баллонов к наполнению, транспортировке и эксплуатации их у потребителей.

Поэтому, имеет смысл еще раз перечислить основные требования, которые необходимо  соблюдать при работе с ними. Разрешается наполнять кислородом только баллоны, прошедшие освидетельствование и имеющие клеймо испытательного пункта. В соответствии с Положением об учете и использовании шифров клейм, утвержденным приказом Госнадзорохрантруда от 24.07.97 г. №205, клеймо представляет собой окружность диаметром 12 мм, внутри которой в один ряд размещены прописная буква «У» (Украина), код испытательного пункта и две цифры (код населенного пункта). Например, УБ 41 — Украина, ООО «Кислород сервис», г. Киев. На баллоне также клеймением наносятся месяц, год испытания и год следующего освидетельствования. В горловину баллона должен быть ввернут вентиль, разрешенный к применению на кислородных баллонах (ВК-86, ВК-94, ВК-97, ВК-200). Для уплотнения резьбового соединения вентиля в горловине баллона применяется лента «УМ» или жидкое стекло (смесь из 50% жидкого стекла по ГОСТ 13078-81 и 50% мела по ГОСТ 8253—79). Использование для уплотнения свинцового сурика и глета запрещается.

Наполнители баллонов должны строго выполнять требования Типовой инструкции по охране труда при наполнении кислородом баллонов и обращении с ними потребителей и Правила безопасности при производстве и потреблении продуктов разделения воздуха (ПБПРВ-88). Все взрывы кислородных баллонов происходили только из-за невыполнения требований указанных нормативных актов. При работе с баллонами наиболее часто допускаются такие нарушения: применяются стальные ключи, являющиеся источником искрообразования; наличие масел на вентилях баллонов; не соблюдается время наполнения баллонов (не менее 15 мин); превышается допустимое давление при наполнении; истекающая струя не проверяется на наличие горючих газов.

При приемке баллонов особое внимание следует обращать на наличие остаточного давления (не ниже 0,5 кГс/см2) и проверять на истекающей струе кислорода наличие следов углеводородов (метана, пропана, ацетилена). Проверка производится с помощью прибора СГГ-4М-3 (Россия) или СТХ-17-2(4) (Украина). При появлении светового или звукового сигнала баллон к заправке кислородом не допускается и отправляется в ремонтную мастерскую. Предприятия, использующие указанные приборы, уже неоднократно обнаруживали «зараженные» баллоны, изымали их из обращения, то есть предотвращали возможные взрывы.

Кислородные баллоны относятся к опасным грузам, и хотя минимальное количество баллонов, перевозимых как опасный груз, составляет 25 штук, перевозить даже меньшее количество баллонов необходимо с соблюдением необходимых мер безопасности в соответствии с «Технічними умовами безпечного перевезення кисню стисненого автомобільним транспортом», разрабатываемыми специализированными организациями с учетом максимально допустимого количества перевозимых баллонов.

К сожалению, даже на крупных кислородонаполнительных станциях отсутствует в полном объеме вся нормативная документация, регламентирующая производство и потребление продуктов разделения воздуха. В основном имеются Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, инструкции заводов-изготовителей и внутриведомственные инструкции, а специфические правила, типовые инструкции и методические указания отсутствуют. ООО «Кислород сервис» выпустило «Сборник нормативных документов в кислородной промышленности», в который включены все нормативные документы, регламентирующие проектирование, производство и потребление продуктов разделения воздуха (более 20 документов). Сборник предназначен для подготовки персонала, эксплуатирующего воздухоразделительные и газификационные установки, наполнительные рампы и другое криогенное оборудование. Книга может быть полезна студентам, изучающим криогенную технику, проектным институтам, специализированным монтажным и пусконаладочным организациям. Это издание поможет в работе работникам контролирующих организаций, экспертно-технических центров, подразделений МЧС. Она может стать настольной книгой для персонала предприятий и организаций, потребляющих кислород, где, как свидетельствует статистика, допускается самое большое количество нарушений правил безопасности.



Создан 28 ноя 2014