ОХРАНА ТРУДА ДЛЯ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ

 

ОХРАНА ТРУДА ДЛЯ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ

с количеством наемных работников 10-15 человек



ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ

 

Как известно, вне зависимости от масштабов предприятия, согласно требованиям ст. 13 Закона Украины «Об охране труда» (далее — Закон) работодатель обязан создать на каждом рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда, соответствующие требованиям нормативно-правовых актов, а также обеспечить соблюдение требований законодательства о правах работников в сфере охраны труда. С этой целью он обеспечивает функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ), а именно:

•          создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда;

•          обеспечивает выполнение необходимых профилактических мер;

•          внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства;

•          обеспечивает надлежащее содержание зданий и сооружений, производственного оборудования;

•          обеспечивает устранение причин, вызывающих несчастные случаи;

•          разрабатывает и утверждает положения, инструкции, иные акты по охране труда, действующие в пределах предприятия (далее — акты предприятия) и устанавливающие правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия и рабочих местах;

• осуществляет контроль за соблюдением ботинками технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства и т.д. и т. п.

За нарушение этих требований работодатель несет непосредственную ответственность. Кроме того, они чреваты производственным травматизмом. В этом случае может вступить в силу ст. 2) «Нарушение требований законодательства охране труда» Уголовного кодекса Украины, которая гласит:

«1. Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если нарушение причинило вред здоровью потерпевшего, — карается штрафом до 50 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, и ограничением свободы на тот же срок.

2. То же самое деяние, если оно послужит причиной гибели людей или других тяжелых га следствий, — карается исправительными работами на срок до 2 лет или ограничением свободы срок до 5 лет, или лишением свободы на срок 7 лет, с лишением права занимать определенш должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового».

Допустим, какой-то работодатель решил со дать свое новое сельскохозяйственное микропредприятие по выращиванию зерновых культур с количеством наемных работников, не превышающим 10—15 человек. Он осведомлен о требованиях ст. 13 Закона, не хочет иметь неприятностей из-за охраны труда и намерен создать в новом предприятии СУОТ. Он убежден, что для предприятия намного дешевле сделать этот шаг и избежать травм и аварий, чем тратить средства на выплаты и компенсации пострадавшим работникам, на ремонт испорченного оборудования и ликвидацию последствий аварий. Но у него сразу появляется масса вопросов. Как это сделать правильно? К кому или куда обратиться за консультацией? С чего следует начинать и чем продолжить?

Чтобы получить ответы на эти и многие другие возможные вопросы у работодателя есть два основных пути:

•          искать ответы самостоятельно в соответствующих законодательных и нормативно-правовых актах по охране труда;

•          обратиться за советом к знающим, опытным профессионалам, например, специалистам службы охраны труда предприятия аналогичного профиля, инспекторам профильной инспекции территориального управления Госгорпромнадзора или страховым экспертам по охране труда управления исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Фоцд).

 

ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ

 

Предусматривает ли ныне существующая законодательная и нормативная база охраны труда какие-то специфические, упрощенные варианты, схемы и модели создания СУОТ для совсем маленьких, микроскопических предприятий? Жаль, но придется ответить на этот вопрос отрицательно. Наша охрана труда по традиции, доставшейся ей от советских времен, привыкла все мерить «семилетними» и «семимильными» шагами. Нет у нее желания и навыков заниматься мелочами в виде мелких предприятий. Ей присущи размах и «планов грамадье»! Пожалуй, единственным примером дифференцированного подхода к решению вопросов охраны труда в зависимости от масштабов предприятия — это первые три абзаца ст. 15. Закона и п. 1.4 НПАОП 0.00-4.21-04 «Типовое положение о службе охраны труда» (далее — ТПоСОТ), в которых изложены требования к созданию службы охраны труда на предприятиях с количеством работающих 50 и более человек и на кого разрешается возлагать ее функции, если на предприятии менее 50 и менее 20 человек. Но об особенностях самих СУОТ таких предприятий — ни гу-гу!

Поэтому, пытаясь наметить последовательность шагов на начальном этапе создания СУОТ микроскопического предприятия, автору ничего не оставалось, как идти тем же путем, что и в случае большого или среднего предприятия. Ниже привожу примерный план начального этапа создания СУОТ микропредприятия, который получился в результате этих усилий. Пункты плана содержат ссылки на законодательные и нормативно-правовые акты по охране труда (в виде их сокращенных названий), на основании требований которых они  разработаны. Полные названия этих актов, а также их сокрещения можно найти в приложении к данному плану.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СОЗДАНИЯ СУОТ НОВОГО ЗЕРНОВОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ (10-15 работающих)

 

1.         Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда работодателя — руководителя предприятия. (Согласно требованию п. 5.1 НПАОП 0.00-4.12-05 «Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда» (далее — ТПоППО) и п. 1.1 приложений 3 и 4 к нему, руководитель предприятия, непосредственно связанный с организацией безопасного ведения работ, во время принятия на работу и периодически, один раз в три года обучается в соответствии с Типовым тематическим планом и программой обучения по вопросам охраны труда должностных лиц в учебном центре, который проводит соответствующее обучение.

Проверка знаний по вопросам охраны труда таких должностных лиц проводится комиссией, созданной местным органом исполнительной власти или территориальным управлением специального уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда (Госгорпромнадзором) с участием представителей других государственных органов по надзору за охраной труда.

Если в ходе данной проверки знаний руководитель продемонстрировал удовлетворительные результаты, то ему выдают:

•          копию протокола (извлечение из протокола) о проверке знаний, заверенную центром обучения по вопросам охране труда, в котором он проходил обучение;

•          удостоверение по проверке знаний по охране труда).

2.         Обеспечение предприятия минимальным количеством необходимых для работы нормативно-правовых актов по охране труда (соглас- нсгприложению к данному плану) и журналами регистрации инструктажей по вопросам охраны труда (по форме согласно приложениям 5 и 6 к ТПоППО).

3.         Изучение работодателем нормативно-правовых актов по охране труда, перечисленных в приложении к данному плану.

4.         Решения вопроса о том, кто на предприятии будет исполнять функции службы охраны труда: сам работодатель в порядке совместительства (совмещения) или посторонний специалист на договорных началах, который имеет трудовой стаж работы не менее 3 лет и прошел обучение по охране труда (п. 1.4 ТПоСОТ). В соответствии с принятым решением работодатель издает приказ «О выполнении функций службы охраны труда предприятия».

5.         Лицо, на которое упомянутым выше приказом возложено исполнение функций службы охраны труда предприятия, опираясь на требо-вания соответствующих нормативно-правовых актов, разрабатывает акты по охране труда, действующие в пределах предприятия, и образующие его СУОТ, то есть, следующие положения:

•          «Система управления охраной труда в/на _________________» (на основе Рекомендаций 83);

•          «О службе охраны труда ______________________»

(абзац 10 ст. 13 Закона; на основе ТПоСОТ);

•          «О порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда в/на ______________________________»

(абзац 10 ст. 13 Закона; на основе ТПоППО);

•          «Обязанности по охране труда руководителей, специалистов и работников            ____________»

(абзац Зет. 13 Закона);

•          «О системе контроля состояния охраны

труда в/на      »(абзац 10 ст. 13 Закона);

•          «О нарядной системе в/на ______________________»

(абзац 10 ст. 13 Закона).

6.         Работодатель — руководитель микропредприятия назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда на предприятии (энергетик, механик). Разрабатывает и утверждает инструкции об их обязанностях (абзац 3 ст. 13 Закона, положение «Обязанности по охране труда руководителей,

специалистов и работников _______________»), правах и ответственности за исполнение возложенных на них функций.

7.         Работодатель микропредприятия совместно с должностными лицами, обеспечивающими решение конкретных вопросов охраны труда (энергетик, механик), и лицом, на которое возложено исполнение функций службы охраны труда предприятия, разрабатывает и утверждает перечень всех выполняемых на предприятии работ (согласно Порядку № 132).

8.         Работодатель совместно с должностными лицами, обеспечивающими решение конкретных вопросов охраны труда на предприятии (энергетик, механик), и лицом, на которое возложено исполнение функций службы охраны труда предприятия, сопоставляют утвержденный перечень всех выполняемых на предприятии работ с Перечнями 2.01 и 8.06, после чего разрабатывают, а работодатель утверждает перечни выполняемых на предприятии аналогичных работ (последний абзац Перечня 2.01).

9.         Работодатель совместно с должностными лицами, обеспечивающими решение конкретных вопросов охраны труда на предприятии (энергетик, механик), и лицом, на которое возложено исполнение функций службы охраны труда предприятия, разрабатывает и утверждает перечень выполняемых на предприятии работ повышенной опасности и тех, где необходим профессиональный отбор, для каждой профессии работников предприятия.

10.       Работодатель совместно с должностными лицами, обеспечивающими решение конкретныхвопросов охраны труда на предприятии (энергетик механик), и лицом, на которое возложено исполнение функций службы охраны труда предприятия разрабатывает и утверждает для каждого работай ка предприятия перечень нормативно-правовых актов по охране труда, актов по охране труда пред приятия, технологических процессов, инструкций паспортов и эксплуатационной документации на оборудование, машины и механизмы, ДСТУ и ТУ на материалы и препараты и других актов, соблюдение и обеспечение которых входит в круг его функциональных обязанностей.

11.       Лицо, на которое возложено исполнение функций службы охраны труда предприятия, совместно с должностными лицами, обеспечивающими решение конкретных вопросов охраны труда, и работодателем предприятия в соответствии с п. 3.8 ТПоСОТ разрабатывает, после чего последний утверждает перечень профессий и видов работ, на которые должны быть разработань акты по охране труда, действующие в пределах предприятия или, иными словами, перечень инструкций по охране труда предприятия (Перечень ПОТ предприятия).

12.       Работодатель совместно с ДОЛЖНОСТНЫМЕ лицами, обеспечивающими решение конкретны) вопросов охраны труда на предприятии (энергетик, механик), и лицом, на которое возложеш исполнение функций службы охраны труда пред приятия, на основе утвержденных Положеню «О порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда в/на _________________ и перечисленных выше перечней с учетом специфики производства формирует планы-графики проведения обучения и проверки знаний по во просам охраны труда (п. 3.2 ТПоППО).

13.       Работодатель во время принятия на работу должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда на предпрйятии (энергетик, механик) организует проведение их обучения и проверки знаний согласие требованию п. 5.1 ТПоППО в соответствии с Типовым тематическим планом и программы обучения по вопросам охраны труда должностных лиц (приложение 4), а также согласно п. 5. ТПоППО как ответственных лиц за технической состояние и безопасную эксплуатацию машин и оборудования повышенной опасности, за руководство и контроль выполнения работ повышенной опасности в учебном центре, который проводит необходимые виды обучения.

14.       Работодатель совместно с должностным: лицами, обеспечивающими решение конкретны вопросов охраны труда на предприятии (энергетик, механик), изучают требования ПоРИОТ.

15.       Непосредственные руководители работ в данном конкретном случае в лице руководителя предприятия и должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда на предприятии — энергетика, механика при методической помощи лица, на которое возложено исполнение функций службы охраны труда предприятия в соответствии с требованиями ПоРИОТ и согласно утвержденному Перечню разрабатывают НОТ предприятия.

16.       Лицо, на которое возложено исполнение функций службы охраны труда предприятия, разрабатывает программу вводного инструктажа (п. 6.3 ТПоППО).

Работодатель — руководитель предприятия утверждает программу и продолжительность вводного инструктажа.

17.       Работодатель — руководитель предприятия организует размножение утвержденных инструкций по охране труда в количестве, достаточном для соблюдения требований пп. 5.4—5.6 ПоРИОТ.

18.       Работодатель — руководитель микропредприятия производит прием работников на работу.

При заключении трудового договора согласно ст. 5 Закона он информирует работника под подпись в документе о приеме об условиях труда и о наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, возможных последствиях их влияния на здоровье и о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с законодательством, а также вручает ему направление на прохождение медосмотра (ст. 16 Закона, п. 2.4 Порядка № 246).

19.       Кандидаты на прием в работники проходят медосмотр в соответствии с документами о приеме, в которых указаны:

•          выбранная профессия по ДК 003:2010;

•          характеристика условий труда (название вредных и опасных факторов и номер пункта и подпункта Перечня вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, при работе с которыми обязателен предварительный медицинский осмотр работников; название работ и номер пункта и подпункта Перечня работ, для выполнения которых является обязательным предварительный медицинский осмотр работников).

По результатам медицинского осмотра кандидату делается соответствующая запись в документе о приеме и выдается медицинская справка о прохождении предварительного медицинского осмотра по форме, указанной в приложении 8 к Порядку № 246.

20.       Лицо, на которое возложено исполнение функций службы охраны труда предприятия, проводит принятым работникам вводный инструктаж в соответствии с разработанной и утвержденной программой (п. 6.3 ТПоППО) и делает соответствующие записи в Журнале регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда (приложение 5 к ТПоППО).

21.       Работодатель обеспечивает новопринятых работников средствами индивидуальной защиты согласно нормам бесплатной выдачи в соответствии с их профессией и условиями их будущего труда (ст. 8 Закона, Положение № 53).

22.       Непосредственные руководители работ (в данном конкретном случае в лице руководителя предприятия и должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда на предприятии — энергетика, механика) проводят первичный инструктаж по вопросам охраны труда вновь принятым работникам предприятия по действующим на предприятии инструкциям по охране труда в соответствии с выполняемыми работами (п. 6.4 ТПоППО; согласно утвержденному перечню выполняемых на предприятии работ повышенной опасности и тех, где необходим профессиональный отбор, для каждой профессии работников), делают соответствующие записи в Журналах регистрации инструктажей по вопросам охраны труда на рабочем месте (приложение 6 к ТПоППО) и выдают работникам на руки под подпись соответствующие НОТ предприятия.

23.       Работодатель — руководитель предприятия организует проведение ежегодного специального обучения и проверки знаний соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда работников, занятых на работах, определенных Перечнями 2.01 и 8.06, субъектом хозяйственной деятельности (учебным центром), который в установленном ТПоППО порядке проводит соответствующее обучение (п. 4.2 ТПоППО).

24.       Работники предприятия, которым предстоит выполнять работы, определенные Перечнями 2.01 и 8.06, проходят в учебном центре ежегодное специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда (п. 4.1 ТПоППО).

После удачной сдачи экзаменов они получают выписки из протоколов проверки знаний по вопросам охраны труда и соответствующие удостоверения о прохождении обучения.

25.       Руководитель предприятия своим приказом организует проведение и допуск новопринятых на предприятие работников к стажировке на протяжении 2—15 смен (п. 7.1 ТПоППО).

После окончания стажировки и удовлетворительных результатов проверки знаний по вопросам охраны труда руководитель предприятия своим приказом допускает работников к самостоятельной работе, о чем делается запись в журнале регистрации инструктажей.

26.       Работодатель — руководитель предприятия организует проведение экспертно-техническим центром (ЭТЦ) экспертизы:

• относительно соблюдения на предприятии требований законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности

во время выполнения работ повышенной опасности;

•          относительно соблюдения на предприятии требований законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности во время эксплуатации машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (далее оборудования повышенной опасности; ст. 21 Закона, п. 9 Порядка № 1107).

С этой целью он:

•          готовит пакет необходимых документов (копии уставных; наличие которых требуют нормативно-правовые акты, поддействие которых подпадает заявленное оборудование повышенной опасности; которые упомянуты в Законе);

•          подает заявление в ЭТЦ на проведение экспертизы;

•          заключает договор с ЭТЦ и оплачивает счет за проведение экспертизы.

После проведения экспертизы руководитель предприятия получает соответствующее заключение в ЭТЦ.

27.       Для получения разрешения на выполнение работ повышенной опасности и эксплуатацию оборудования повышенной опасности от территориального органа Госгорпромнадзора руководитель предприятия обращается лично в единый разрешительный центр именно по месту регистрации своего предприятия с заявлением по форме, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 07.12.2005 № 1176 «Об утверждении формы заявления на получение субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом документов разрешительного характера», к которому прилагает полученные заключения экспертизы.

В течение последующих 10 рабочих дней руководитель предприятия должен получить указанные разрешения.

28.       После получения указанных разрешений, но не позднее чем за 10 рабочих дней до начала выполнения работ и эксплуатации оборудования повышенной опасности, руководитель предприятия письменно уведомляет о своих намерениях выполнять указанные виды работ территориальный орган Госгорпромнадзора по месту их выполнения или эксплуатации и представляет копии полученных разрешений (п. 14 Порядка № 1107).

После выполнения всех изложенных выше мероприятий данное предприятие на законном основании может функционировать в штатном режиме при условии, что весь его персонал будет соблюдать требования действующих законодательных, нормативно-правовых актов по охране труда и системообразующих актов предприятия, то есть будет успешно функционировать не только само предприятие, но и его СУОТ.

Обращает на себя внимание то, что данный план получился достаточно объемным и сложным, трудоемким в реализации для такого микроскопического предприятия, о котором идет речь. Может, это не столь уж важно в масштабах государства? Ведь предприятия, о которых идет речь — мелкие! Велика ли их роль? Чтобы не гадать, обратимся к статистике.

 

ЧТО ГОВОРИТ СТАТИСТИКА?

 

Одним из критериев деления на крупные, средние, малые и микропредприятия является средняя численность его работников за предшествующий календарный год. В соответствии с существующей градацией, предприятия с численность в 250—101 человек относятся к средним предприятиям; 100—16 человек — это) малые, а 15 и менее человек — это микропред-1 приятия (http://www.bf-omega.ru/poleznaya_ informaciya/55/). Согласно информации сайта http://ukrstat.org/ operativ/ operativ2013/fin/ kp reg/kp reg r/kp reg г 2013.htm в Украине в 2013 г. насчитывалось 393327 предприятий (без государственного и банковского секторов экономики). Из них 659 (или 0,2%) — это большие, 18859 (4,8%) — средние и 373809 (95%) — мел-1 кие предприятия. Среди последних — 318477 или 81% — это микропредприятия. 2,4 млн украин-1 цев трудятся на крупных предприятиях, около] 3,14 млн — на средних и около 2 млн человек — на мелких предприятиях (http://blog.ubr.ua/finansy/ akoi-biznes-bolee-vajnyi-dlia-ekonomiki-krainy- krupnyi -srednii - ili -melkii - 5882 ).

Если говорить о ЕС, в который так стремится Украина, то взятые вместе его микропредприятия предоставляют треть рабочих мест и обеспечивают четверть совокупного оборота (http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/ Economics/15    127681 .doc.htm ).

Вот таково место и роль малых предприятий в экономике государства! Как говориться, мал золотник, да дорог! Нельзя игнорировать их нужды, в том числе и в сфере охраны труда.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

 

Микропредприятия отличаются не только мизерной численностью рабочих, но и специалистов. В большинстве из них нет того набора специалистов и руководителей, на участие которых опирается традиционная СУОТ на крупных и средних предприятиях. Очень часто в этих! микроскопических предприятиях нет ни соб-| ственного, ни постороннего, привлеченного на договорных началах, соответствующим образом! подготовленного специалиста, исполняющего! функции службы охраны труда в соответствии! с требованиями ст. 15 Закона. На подобных предприятиях потребность осуществлении функций! специалистов и руководителей в большей или меньшей мере осталась, а сами специалисты отсутствуют. Эти предприятия пытаются выжить, борются за существование в жесточайших условиях конкуренции. Поэтому, они экономят на всем, даже на том, на чем экономить нельзя — на собственной безопасности и охране труда. Вот в чем проблема!

Очень часто собственник подобного предприятия — работодатель — руководитель может совмещать в своем лице функции сразу нескольких служб, руководителей и специалистов, традиционно призванных играть существенную роль в вопросах охраны труда. Он, что называется, «и кузнец, и жнец, и на дуде игрец»! Кроме того, что он является первым лицом предприятия, он же может выполнять функции инженера по охране труда, главного инженера, механика, энергетика, агронома, непосредственного руководителя, завскладом, и т.д. и т.п. Политика предприятия в сфере охраны труда является лишь одной из многих его обязанностей. Поэтому, львиная доля того, что перечислено в 28 пунктах изложенного выше плана, ложится на его единственные плечи.

Стоит ли удивляться, что многие из руководителей подобных микропредприятий вовсе не горят желанием взваливать на свои плечи еще и создание такой громоздкой СУОТ, без которой они надеются успешно обойтись. Да и будет ли модель обычной СУОТ, функциями которой занимается всего один человек, да и то — в свободное от исполнения других многочисленных производственных обязанностей время, функционировать надежно и эффективно? Вряд ли!

На подобных предприятиях проблемы решаются по мере их возникновения, а не предугадываются, просчитываются на перспективу. Как ни горько это констатировать, но соответствующая реакция руководителей мелких аграрных предприятий, направленная на улучшение условий труда на рабочих местах, наблюдается лишь после того, как случилось горе — произошел несчастный случай на производстве, который искалечил человека или, хуже того, забрал его жизнь и оставил семью без кормильца. В лучшем случае, подобные улучшения начинаются только после посещения предприятия государственным инспектором Госгорпромнадзора или страхового эксперта Фонда.

Поэтому вопрос о том, при наличии каких условий руководитель мелкого фермерского хозяйства начнет сознательно обеспечивать функционирование СУОТ на нем, является далеко не праздным. Несколько упрощая ситуацию, можно выделить три таких основных условия.

1.         Работодатель — руководитель подобного предприятия должен обладать правильными представлениями об охране труда, о требованиях ее законодательных и нормативно-правовых актов. Для этого он должен действительно пройти соответствующее обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, а не просто «получить» документ о его прохождении.

2.         В его сознании должна быть сформирована весьма весомая убежденность, мотивация (правовая, экономическая, психологическая и т. д.) в необходимости соблюдения требований актов по охране труда.

3.         Он должен иметь легко реализуемую возможность получить не слишком пространный перечень реально необходимых положений, инструкций и иных актов предприятия, устанавливающих в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда правила выполнения работ и поведения работников на его территории и рабочих местах, а также набор типовых документов для их разработки.

Как раз этот пункт и является еще одной и, вероятно, самой большой проблемой охраны труда для всех микропредприятий, в том числе и агропромышленных, так как база этих очень необходимых типовых актов по охране труда практически отсутствует. Также для таких предприятий до настоящего времени не создана сеть соответствующих консультационных центров по вопросам охраны труда или компаний аутсорсинга — профильных организаций, которым руководители микропредприятий могли бы осуществить передачу на постоянной основе и на условиях ответственности функций охраны труда своих предприятий, что сэкономило бы их средства и время.

 

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Вероятно, нельзя с одной схемой, моделью организации работ по вопросам охраны труда подходить к возможностям многотысячного предприятия с полноценным штатом специалистов и руководителей и микропредприятия, численность ИТР которого урезана до самого «больше некуда». К сожалению, большинство из ныне действующих нормативно-правовых актов и методических документов по охране труда не видят разницы в возможностях этих двух предприятий. Подобная близорукость официальных инстанций, суммируясь с трудоохранным нигилизмом и «пофигизмом» подавляющего большинства руководителей микропредприятий, на которых в общей сложности трудятся около 1,8 млн украинцев, предприятий общее количество которых в стране в сотни раз превосходит количество крупных, приводит к тому, что охрана труда на микропредприятиях отсутствует или существует только на бумаге. Вот откуда «растут ноги» у столь высокого производственного травматизма в АПК и СКС! Мириться далее с таким положением дел нельзя!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Примерный перечень нормативно-правовых актов по охране труда, необходимых для работы сельскохохозяйственного микропредприятия зернового профиля

1.         Закон Украины «Об охране труда» (Закон).

2.         НПАОП 0.00-4.21-04 «Типовое положение о службе охраны труда» (ТПоСОТ).

3.         Национальный классификатор Украины «Классификатор профессий» ДК003:2010 (Классификатор).

4.         НПАОП 0.00-2.01-05 «Перечень работ с повышенной опасностью» (Перечень 2.01).

5.         НПАОП 0.00-4.12-05 «Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда» (ТПоППО).

6.         ДНАОП 0.03-8.06-94 «Перечень работ, где есть необходимость в профессиональном отборе» (Перечень 8.06).

7.         НПАОП 0.00-4.15-98 «Положение о разработке инструкций по охране труда» (ПоРИОТ).

8.         ДСТУ 2293-99 «Охрана труда. Термины и определения основных понятий».

9.         Рекомендации «Система управления охраной труда. Основные положения», утвержденные Госстандартом СССР и ВЦСПС 18/21 марта 1983 г. (Рекомендации 83).

10.       Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом Госгорпро- мнадзора от 24.03.2008 № 53 (Положение № 53).

11.       Порядок проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины от 21.05.2007 г. № 246 (Порядок № 246).

12.       Справочник квалификационных характеристик профессий работников.

13.       НПАОП 0.00-1.71-13 «Правила охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями» и НПАОП 0.00-1.30-01 «Правила безопасной работы с инструментом и приспособлениями».

14.       НАПБА.01.001-2004 «Правила пожарной безопасности в Украине».

15.       НПАОП 0.00-1.20-98 «Правила безопасности систем газоснабжения Украины».

16.       НПАОП 0.00-1.01-07 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

17.       НПАОП 40.1 -1.21 -98 «Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей».

18.       НПАОП 0.00-1.15-07 «Правила охраны труда при выполнении работ на высоте».

19.       НПАОП 0.00-1.07-87 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, рабо-; тающих поддавлением».

20.       НПАОП 0.00-1.62-12 «Правила охраны труда на автомобильном транспорте».

21.       НПАОП 01.0-1.01-12 «Правила охраны труда в сельскохозяйственном производ- | стве», утвержденные приказом Министерства чрезвычайных ситуаций от 26.11.2012 № 1353.

22.       НПАОП 01.41-1.01-01 «Правила охраны труда при техническом обслуживании и ремонте машин и оборудования сельскохозяйственного производства», утверяеденные приказом Министерства труда Украины от 30.11.2001 № 512.

23.       НПАОП 01.41-1.02-67 «Правила техники безопасности при транспортировке, хранении нефтепродуктов и заправке машин в сельском хозяйстве», утвержденные ЦК профсоюзов работников сельского хозяйства от 10.05.1967.

24.       ГОСТ 12.3.020 «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях» (ГОСТ 12.3.020).

25.       ГОСТ 12.3.009 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопас-: ности».

26.       ГОСТ 12.3.002 «ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности».

27.   Порядок проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 30.11.2011 № 1232.

28.       Порядок разработки и утверждения собственником нормативных актов по охране труда,; действующих на предприятии, утвержденный приказом Госнадзорохрантруда от 21.12.1993 № 132 (Порядок № 132).

29.       Перечень профессий и видов деятельности, | для которых является обязательным первичный ! и переодический профилактический наркологический осмотр, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 06.11.1997; № 1238.

30.       Порядок проведения обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.09.2000 №1465 (с изменениями).

31.       Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел Украины от 31.01.2013 № 65/80.

32.       Порядок выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденный , постановлением Кабинета Министров Украины от 26.10.2011 № 1107 (Порядок № 1107).

 



Создан 07 окт 2015